Песах

Песах - великий праздник исторического Исхода ев-реев из Египта. Об этом рассказывается во второй книге Торы - книгеИсхода. 210 лет евреи бьши рабами у египетских фараонов. Они прибыли в Египет в то время, когда сын Якова Иосиф был первым министром фараона. Сначала все шло прекрасно: евреи много трудились, строили свои дома, богатели. По-степенно из маленького племени они превратились в боль-шой народ. Новый фараон, которому не было дела до за-слуг Иосифа, решил превратить евреев в таких же рабов, какими были все его подданные. С тех пор евреи стали вы-полнять самые тяжелые и изнурительные работы, под па-лящим солнцем они изготавливали из глины кирпич. Но и посяе этого еврейский народ продолжал умножать-ся. Тогда фараон велел "всякого новорожденного у евреев сына бросать в реку, а всякую дочь оставлять в живых". Он наделялся, что дочери евреев будут выходить замуж за егип-тян, и евреи дерестанут существовать как народ. "Вот на-род сынов Израилевых. Многочислен и сильнее нас. Пере-хитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда слу-чится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится Противу нас, и выйдет из земли нашей". В 2368 году по еврейскому летоисчислению (в XIV в. до н. э.) в одной семье родился мальчик. Его назвали Моше (Моисей). Родителями его были Амрам и Иохаведа из ко-лена Левия. Мать, вопреки указу фараона, оставила мла-денца в живых. Но она понимала, чторано или поздно его найдут слуги фараона и убьют. Поэтому, когда ребенку испсштлвеъ три месяца, она уложила его в тростнико-вую корзинку, обмазанную смолойг, и оставила в камы-шах на берегу реки, в том месте, куда приходила купаться дочь фараона. После купания дочь фараона нашла кор-зинку с ребенком, пожалела красивого мальчика и взяла его во дворец. Моше, будущий вождь еврейского народа, вырос во дворце. Случайно кормилицей ему назначили его собствен-ную родную мать. Поэтому в конце концов он узнал, кто он на самом деле. В юношеском возрасте Моше увидел однажды, как над-. смотрщик-египтяниігизбивает еврея. В гневе Моше убил египтянина, за что был приговорен к смерти, но бежал в пустыню. Он отправился в землю Мидиан, где стал пас-тухом. Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел уди-вительное явление: куст, объятый сильным пламенем, горел, но никак не сгорал. Из огня раздался голос Бога, который повелел Моисею отправиться в Египет и вывес-ти евреев из рабства. Вместе со своим братом Аароном Моше отправился к фараону с просьбой отпусгить еврейский народ в вусты-ню, но в ответ фараон лишь ужесточия угаетение изра-ильтян. Тогда Бог встал на защиту своего народа. Всевышний насылал на Егинет страшные казни: воду в Ниле он пре-вратил в кровь, в реке погибла вся рыба; он наслал мор на скотину, на людях и на животных появлялись язвы; наслал на Египет тысячи лягушек; и град побил посевы и сады, а что уцелело от града, сожрала саранча, наконец, скрылось солнце, и тьма окутала землю. После каждйго такого наказания фараон обещал отпустить евреев и отменял свое ре-шение, лишь бедствие миновало. Так было девять раз. А в десятый Бог наслал на Египет самое страшное бед-ствие. Всевышний предупредил Моше: "Скажи своему на-роду, пусть в каждой еврейской семье зарежут годовалого ягненка и его кровью помажут дверные косяки. А мясо ягаенка зажарят на огне и в ту же ночь съедят. В эту ночь я пройду через весь Египет и поражу первенца в каждой егй-петской семье и перворожденного всякой скотины. Но тот дом, дверной косяк которого будет вымазан кровью, я ми-ную, и вы будете спасены". Отсюда и название праздника. Песах означает "миновал, перепрыгнул, прошел мимо". И действйтеяьно, среди ночи погибли все старшие сы-новья во всех египетских семьях "от первенца фараона, сидяІЦего на троне, до первенца рабыни, которая при жер-новах". Тогда фараон призвал Моше и Аарона и сказал: "Встаньте, выйдвте из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и выйдите, совершите служение Госпо-ду, как говорили вы". В ночь с 14 на 15 нисана 2448 года по еврейскому летоисчис-лению (1312 г. до н. э.) евреи в спешке выходили из Египта, где прожили 400 лет. Они так торо-пились, что хлеб пришлось го-товить из нескисшего теста. С этим связан ?дин из наиболее известных пасхальных обыча-ев - есть на протяжении семи дней мацу. Маца готовится на воде без соли, поэтому ее назы-вают еще опресноками. Маца является символом свободы, на-поминанием, что евреи когда-то были рабами. Фараон, отпустив евреев, начал сожадеть об этом. Он отправил вдогонку болъцюе войско. Ужас охватил израиль-тян при виде египетских колесниц. Бежать им было неку-да: с одной стороны было море, с другой - воины фарао-на. Тогда Бог приказал, чтобы Моше поднял свой посох над водцами. Моше повиноваяся. В ту же минуту начал дуть сильный восточиый вегер и отгонять воду от берега. Дно моря обнажилось, и евреи ступили на него и побежа-ли. Египтяне погнались следом, но как только евреи выб-рались на другой берег, Моше снова поднял лосох, и вода вернулась на место, поглотив все войско фараона. Так Бог спас Свой народ, даровав ему свободу. В память об этом важнейшем событии в истории ев-рейского народа и установлен праздник Песах. Это собы-тие легло в основу национального характера еврейского народа - свободного народа, заключившего по доброй воле союз с Богом и принявшего на себя обязательство исполнять данные Им законы (Тору), народа, который всему человечеству несет понятия свободы, справедливо-сти и правосудия. Песах является самым семейным из всех еврейских праздников. Главная заповедь, исполняе-мая в Песах, - проведение "Седера", во время которого едят мацу,-свазана с теплом домашней обстановки. Ха-рактерные обычаи, символы и ароматы создают атмос-феру праздника, когда каждый еврей вместе со всем на-родом вшоминает о чуде, произошедшем в Египте мно-го веков назад. Главная задача этого праздника - переда-ча памяти об исходе из Египта от одного поколения к дру-гому. Об этом сказано в самой Торе: "И скажешь ты сыну твоему в тот день так: ради исполнения этой заповеди сде-лал Господь мне это при исходе моем из Египта". Еврей-ские мудрецы добавляют: "В каждом поколении обязан человек смотреть"на себя так, словно сам он вышел из Егдаіта". Песах всегда считался в еврейском народе главным праздником, "царем праздников".У него есть 4 названия: праздник Песах, праздник свободы, праздник мацат и праздник весны. Первые три названия связаны с истори-ческим событием исхода евреев из Египта. Название "Праздник опресноков" Песах получил от важнейшего от-личительного признака: все семь дней евреи едят мацу. Тора говорит: "В первый месяц, с четырнадцатого дня месяца, с вечера, ешьте опресноки (мацот) до вечера двад-цать первого дня того же месяца". Сыны Израиля уходи-ли из Египта поспешно, опасаясь, что фараон изменит свое решение отпустить их на свободу. Из-за этой спешки "нес народ тесто свое прежде, чем оно сквасилось". В память об этом установлен запрет есть в Песах хамец, то есть кислое тесто и изделия из него. Мацу пекут из теста, которое не успе-ло скваситься (с момента со-прикосновения воды с мукой Выпечка мацы не должно пройти больше 18 (Амстердам, XVII в.) минут). Праздником весны Песах называют потому, что от-мечают его в середине весеннего месяца нисан, когда начинается созревание озимых, распускаются весенние цветы, природа пробуждается от зимней спячки. С древ-нейших времен, еще до того, как предки евреев попали в Египет, ови каждый год праздновали приход весны. В этот день они приносили жертвы - на алтарь клали зерно и резали ягненка. Приход весны праздновался 15 нисана. Название месяца Нисан, как и названия других месяцев еврейского года, пришло из Вавилонии и оз-начает "почка, бутон". Таким образом, название меся-ца указывает на весеннее цветение, ежегодное обновле-ние природы, и символично, что именно в нисане, пос- ле Исхода из Египта, началось возрождение еврейского народа. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА Согласно древней традиции, примерно за месяц до Песа-ха начинают собирать деньги, чтобы помочь нуждающимся купить все необходимое для праздника. Особое внимание уделяют тому, чтобы у каждого еврея были вино и муКа для мацы, иначе он не сможет выполнить заповеди праздника есть мацу и выпить четыре бокала вина во время седера. Подготовка к празднику начинается за 10 - 15 дней. В дни Песаха запрещено есть ха-мец - хлеб, выпеченный из "кислого, подошедшего" теста. Этим словом называют также любую пищу, приготовляемую из пяти хлебных злаков: пше-ницы, ржи, овса, ячменя и пол-бы. В канун праздника Песах дом тщатеяьно очищают от ха-меца, его выбрасывают или сжигают. Болыиие запасы ха- Поиски хамеца меца отдают людям иной веры. (Амстердам, XVII в.) Существует обычай 14 нисана вечером обходить весь дом с зажженной свечой, куриным пером и кульком в поисках завалявшихся крошек. Этот обычай называется "бдикат хамец". Чтобы поиски не оказались безрезультатными, принято поручать детям прятать в различных местах дома десять кусочков хлеба, завернутых в бумагу или целлофан, чтобы они не раскрошились. Перед бдикат хамец хозявн дома произносит благословение: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец!" Завершив поиски хамеца, хозяин говорит: "Все непресное и квасное, находящее-ся в каком-либо принадлежащем мне месте, чегоя незаметил и неуничто-жил,-пусть будет считаться ничем, как прах земной". Утром 14 нисана следует обязательно сжечь весь най-денный хамец вместе с десятью кусочками хамеца, собран-ными предыдущим вечером, а также перо и свечу, кото-рыми пользовались во время обряда бдикат хамец. Унич-тожение хамеца надо закончить не позднее 10 часов утра. В дни Песаха пользуются специальной пасхальной по-судой, чтобы пасхальная пища не соприкасалась с посудой, в которой были дрожжи. Если такой посуды нет, то разре-шается пользоваться металлической или стеклянной, пред-варительно очистив ее. После того как весь дом убран и посуда очищена, приготовления к празднику считаются законченными. Песах празднуется в течение семи дней в Израиле и вось-ми дней за его пределами. В первый и второй вечер празд-ника отмечается ?собой церемонией Седер. Это слово пере-водится как "порядок". Праздничный ужин проходит в со-ответствии с раз и навсегда установленными правилами. Порядок пасхального Седера: Благословение праздника-Кидуш. Омовение рук - Урхац. Вкушение зелени, смоченной соленой водой -Карпас. Преломление средней мацы - Яхац. Чтение Пасхальной Агады (рассказа об исходе из Егип-та) - Магид. Омовение рук перед трапезой - Рахаца. Благословение за пищу, данную нам - Моци. Благословение мацы - Маца. Вкушение горькой зелени - Марор. Вкушение мацы с тертым хреном - Корех. Праздничная трапеза -Шульхан орех. Вкушейие афикомана (спрятанного кусочка мацы) - Цафун. Благословение пищи (биркат амазои) - Барех. Чтение псалмов-Алель. Благословение Богу, совершившему все это ^-Нирца. Традиционные пасхальные песни. За праздничным столом читают Агаду, что переводит-ся как "сказание". Главная цель этой книги-помочь евре-ям в исполнении заповеди рассказывать об исходе из Египта детям, чтобы не стерлась память об этом событии. Ибо Моше, объясняя народу, как праздновать Песах, учил: "Ска-жи сыну твоему в тот день..." Рассказ о выходе из егийет-ского рабства-Агада-является важнейшей частью пас-хального Седера. Агада, помимо истории Исхода из Егип-та, содержит молитвы, пояснения, толкования, псалмы и песни. На протяжении столетий текст ее понемногу допол-нялся. Традиция проведения Седера в пасхальную ночь сложилась задолго до того, как была составлена и записана Ага-да, и передавалась устно. Лишь в V в. до н. э. мудрецы решили записать порядок проведения Седера. Так появилась Агада, ко-торая очень полюбилась еврей-скому народу. После изобрете-ния книгопечатания Агада пуб-ликовалась бесчисленное коли-чество раз, выдержав больше изданий, чем любая другая ев-рейская книга. Она переведена на многие языки мира. Во все времена лучшие еврейские ху-дожники иллюстрировали Ага- (Рис. М. Оппенхейма, XIX в.) Чтение Пасхальной Агады ду. Сегодня в музеях разных стран хранятся иллюстриро-ванные издания Агады, заслуженно считающиеся ценны-ми произведениями искусства. Праздничный стол покры-вают красивой скатертью. На столе обязательно должно сто-ять блюдо с тремя опреснока-ми (мацот), олицетворяя три части еврейского народа: коге-.нов - священников, левитов - служителей храмов и про-стых евреев-израиль. Посрег ди стола стоит пасхальное блю-до, символизирующее Исход. На нем расположены шесть предметов, имеющих симво-лическое значение: o кусок жареного мяса с костью напоминает о 1.-Зрод-принесенном в жертву агнце во время Исхода. 2. Марор (горькие травы, хрен) свидетельствует о тяже-лой жизни евреев в египетском рабстве. 3. Бейца - сваренное вкрутую яйцо, символизирую-щее еврейский народ: как яйцо становится тверже оттого, что его пекут, так и евреи закаляются в борьбе за свою сво-боду. Яйцо означает также начало нового периода в еврей-ской истории. Как цыпленок вылупляется из яйца, так на-род Израиля вышел из рабства и стал свободным. 4. Харосет - смесь, приготовленная из тертых яблок, орехов, вина и корицы, по виду напоминает глину, из ко-торой предки евреев лепили кирпичи в Египте. 5. Карпас - зелень (петрушка, сельдерей) или овощи. Символизируют приход весны, обновление жизни. 6. Соленая вода в блюдце-это слезы, которые проли-вали евреи в Египте. Во время трапезы обязательно выпивают четыре бокала красного пасхального вина в память о том, что Бог в Виблии четырежды обещает вывести еврейский народ из Кгипта: "Поэтому скажи сынам Израияя: "Я - Господь! И выведу Я вас из-под египетского ша, и избавлю Я вас от служенияим, испасуЯвасмышцеймо-гучей, пославстрашныекары, ивозьму Я вас к Себе, н сдеяаю вас народом Моим". Отдельно наливают вино в осо-бый красивый бокал для пророка Ильи - Элиягу га-нави. Вино из этого бокала не пыот. Согласно на-родному поверью, в эту ночь про-рок Элиягу посещает каждый дом и пьет из бокала, который для него ставят. При этом он видит все, что происходит в доме, сам оставаясь невидимым. Дверь ?ставляют при-открытой, чтобы пророк мог войти и почтить праздник своим присут-ствием. Пятый бокал символизирует еще одно обещание Все-вышнего Своему народу: "И приведу Я вас В страну, которую Я покяяяся дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее в насяедие вам! Я - Господь!" Бокал пророка Элиягу - знак того, что кроме тех че-тырех раз, когда Всевышний избавлял Свой народ во вре-мя исхода из Египта, будет еще одно избавление - в бу-дущем. А провозвестником избавления будет пророк Элиягу: "Вот Я посылаю к вам пророка Эяия-гупереднаступлениемдняГоспода,6е-яикого и грозного. И обратит Ьн серд-цеотцовксыновьямисердцесыновей > o котцамаж..." Рядом со столовым прибором каждого член"трапез"І принято класть книгу Агады, чтобы все могли читать мо-литвы и петь песни. В ритуале пасхальной трапезы сохранились многие древние обычаи. Седер обычйо ведет хозяин дома. Он и участники трапезы сидят в просгорных мягких креслах, полулежа на одном боку, нмшно так, по древнему обычаю, дояжны вести себя свободвые люди. В пасхальный вечер было принято приглашать к столу одиноких людей и бедняков, чтобы кикто в этот вечер не чувствовал себя покинутым. Над вином произносится ки-душ-благослсвеняе. Вино разрешено Ігать и детям, но самым маленышм наливают виноградный сок. Затем происходит омовение рук перед вку шением хле-ба, ведь хлеб-главная пища человека, и поэтому любую трапезу начинают с хлеба, а его можно есть только после омовения рук. Хозяин раздает всем зелень, которую надо есть, обмакнув дважды в соленую воду. Произносится бла-гословение: "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворибший пяод земяи". Этот обряд имеет символическое значение. Зелень - это жизнь, обновление. Соленая вода-слезы и горе. Об-макивая зелень в соленую воду, евреи как бы смешввают чувства радости от того, что их предкам удалось выйти из египетского рабства, и горечи от тех унижений и страда-ний, которые они пережили. После этого наступает волнующий момент. Хозяин дома берет среднюю мацу из тех, что лежат перед ним на блюде, и разламывает на две половинки. Одну откладыва-ют в сторону, это афикоман, что в переводе с греческого означает "после нира, после веселья". Дети внимательно следят, куда отложили афикоман. Как только хозяин отвле-чется, деги утащат его и спрячут. Хозяин вынужден будет в конце ужина пообещать выкуп тому, кто его найдет. Ведь без афикомана невозможно закончить Седер. Глава семьи, совершающий пасхалышй обряд, приподнимает блюдо с мацой и торжественно говорит: "Вот скудный хяеб, который еяи отцы наши в земле египетской. Каж-дый, кто гояоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году-здесь, ё буду-щем году-на земяе Израиля. В этом году - рабы, в будущем году - сбо-бодные люди". П?сле этого разливают вино по бокалам. После этих слов самый младший из детей спрашивает: "Чем отлича-ется эта ночь от всех остальных иочей?" 1. В другие ночи мы едим хлеб и мацу, а в эту ночь толь-комацу. 2. Во все остальные ночи мы едим всякую зелень, а в эту ночь только горькую. 3. В другие ночи мы ни разу не обмакиваем зелень, а в эту ночь дважды. 4. Во все другие ночи мы едим сидя иди лежа, а в эту все возлежим. Эти вопросы выражают недоумение детей при виде того, как все изменилось в доме в пасхальную ночь. Они служат введением к началу главной части Седера, своего рода при-глашением взрослым объяснить детям смысл праздника и связанных с ннм обычаев. Кзто времявачдаается чтение основной части Агады - рассказа ?б Исходе. Чтение со-провождается пением, что создает прщіоднятую, радоет-ную атмосферу. Кроме записанного текста Агады, участ-ники Седера добавляЮт нзвестйые им пояснения, расска-зывают историиі связанные с исходом из Египта,"... и вся-кий, кто более подробно рассказывает... достоин похвалы". Когда ведущий Седера доходит до того места Пасхаль-ной Агады, где перечисляются десять бедствий, которые Бог обрушил иа Египет, при упоминании каждого оче-редного бедствия евреи отливают из своего бокала на та-рел ку по капле вина. Этнм они^лагодарят Всевышнег? за то, что Он вывел из рабства их предков, но сожалеют о тех муках и лишениях, которые пришлось претерпеть егип-тянам. Евреи не могут радоваться, слушая о страдании, которое выпало на долю египтян, хоть они и притесняли еврейский народ, были их врагами. Проливая вино, уча-стники Седера как бы проливают часть своего веселья, де-лают его менее полиым. Когда рассказ ?б Исходе закончен, наступает время вку-сить мацу. Х?зшга произносит благословение и раздает всем немного горькой зелени, его обмакивают в харосет и съе-дают. Затем съедают своеобразный сэндвич из мацы и ма-рора. Посяе того, как Агада прочитана в выполнено все, пред-писанное Законом и обычаем, прнступают к празднично* му ужину. Акогда ужин окончен, ведущий Седера раздает всем по кусочку афикомана. Съев его, уже ничего нельзя есть до утра. Ужин окончен. И цаконец-последняя, очень краткая часть Пасхадь-вой Агады. В ней говорят: "ЗахонченпасхаяьныйСедер.Какмы етяралисітровеети егв 6 точном ео-ответствиисТвоимизак0нами,таки Ты приведи поскореебсехев/реевсбобоЪ-нмми яюдьми 6 Иерусалим". И дальше произносят: "В будущем году- в Иерусалиме!" Евреи продолжают произносиіъ эту фразу даже посве обретеивя родины, ведь еще не все вернулись в Израиль, и не отстроен окончательно святой город, и не восстановлен Храм. Люди верят, что с приходом Мессии все евреи вер-нутся в Эрец-Исраэль и чудееным образом воздвигнется Храм, Поэтому в пасхальную иочь открывают двери сво-их домов и приглашают пророка Илъю, как 6ы приближая настушіение мессианских дней. Завершается Седер чтеннем Песни песней, написанной царем Соломоном, и пением народных песен, Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира, остающаяся неизменной на протяже-нии веков, с соблюдением одних и тех же обычаев, с одвой и той же едой, с чтением одвих и тех же текстов, в одной и той же последовательности - это уднвительное явление, позволяющее понять, как удалось евреям остатьса единым народом, В Седере выражено стремление еврейского на-рода к свободе: даже в диаспоре, под чужой властью, по крайяей мере в эту ночь он живет но своим законам. Пфвый н седьмой дяи праздника называются Йом-тов, праздник со 2 по 6 дни называются Холь-Гамоэд (хол - "обычный", моэд-"выдеденный", "предназначенный"), то есгь обычные праздннчные дни, но все ааконы Песах действуют. В хояь-гамоэд разрешается работать, но разре-шено выполнять лишьте виды работ, которые необходи-мы для нужд праздника, или работы, нееовершевие кото-рых может повлечь за собой крупные убытки. В это время ходят в гости, путвшеетауют. Те, кг? не живет в Иерусали-ме, стараются посетить этот едияственный в своем роде город. Седьмой день - снова й"м-тов, "йолйый" праздник. В ночь на 21 нясана, на седьмой день после5 Исхода, еврей-ский народ вышел на берег Красного моря. В эгог день празд-нуется окончательное освобождение еврейского народа. Главное же событие-гибель египтян. Хоть они хотели уничтожить израильтян и жестоко за это наказаны, но егип-тяяе - тоже творение Всевышнего, поэтому в этот день радость не может быть не омрачена воспоминанием о их гибели. Со второй ночи праздника Песах, 16 нисана, евреи на-чинают "Исчисление омера". Тора повелевает отсчитатъ семь недел ь, то есть 49 дней, от того дня, когда в Храм при-носили омер (2480 см3) ячменя: "И отсчапгайте себе от вто-рого дня празднования, от дня принесения вами омера воз-ношения семь недель; полными должны они быть. До двя после седьмой недели отсчитайте 50 дней". Эти 49 дней от-деляют первый день Песаха от лраздвика Шавуот. Во времена Храма на исходе первого дня праздника варод Израиля вых?дил ва одно из полей в окрестностях Иерусалима, в праздничной обстановке священники сжи-наяи охапку ячменя, обмолачивали его, мололи муку и просеивали в 13 ситах, поскольку мука эта должна была быть высшего качества. Омер этой муки досгавляли в Храм. С этого момента разрешалось есть пяоды нового урожая. "Исчисление омера" является как бы Ітодготовкой к празднику Шавуот, празднику дарования Торы. В древно -сти большинство евреев были земледельцами, а время меж-ду праздниками Песах и Шавуот - пора сельскохозяй-ственных работ, земледельцы целый день проводят в поле Иі погруженные в заботы, могут забыть о наступлении праздника и пропустить день, когда надо отправляться в Иерусалим, чтобы принести в Храм первые плоды нового урожая. Если же онн каждый день считают, сколько дней прошло ?т Песаха и скояько еще осталось д? праздника Шавуот, то никто не забудет о паломничестве в Храм. "Исчисление омера" производят сразу после наступле-11 ия темноты, после вечерней молитвы, Сначала произно-с.ят благословение: "Благосдовен Ты, Господь, Бог наш, Вяадыкв Всеяенной, освятивший нас Сбоими эан?бедями и повеяе&ший нам производить исчпсяенця омера!", а затем говорят: "Сегодня--такой-то день посяе при-несения омера". 33-й день называется Лаг бя-омер. Предание гсжорит, что в этот деяь прекратилась эпидемия, которая унесла жизни 24 тысяч учеяикой раби Акивы. Поэтіому в дии исчисления омера евреи соблюдают некоторые законы траура, а в Яаг ба-омер эти законы отмеюпотся, это-день веселья. Семь дней праздника Песах подходят к ганцу; С насіуіг-лением вечера делают гавдалу, разделение между празд-ничным днем и будйями. Берут бокал вина и после благо-словения произносят: "Благословен Ты, Всевышний, разде-лившиймеждувозйьаиеинымибуднич-ным, между светпом ы тьмой, между Израилем и другими народами, между днем седьмым (субботой) и шестыо дняят Творения..."
Hosted by uCoz