Рош-hашана

Рощ-Гашана - еврейский Новый год. Шана на иврите "год", а рош - "голова". В дословном переводе "голова года". то есть его начало. Предвестником наступления Нового года являетоше-сяц элул, он же называется месяцем милосердия и проще-ния. С первого дня этого месяца ежедневно (за исключе- нием субботы) после утренней молитвы трубят в рог. Звуки трубного рога должны встрях-нуть людей, возбудить в них же-лание призадуматься: "Год блв-зится к концу. Опомнись, совер-шия ли в этом году деяния, в ко-торых ты должен раскаяться?" Звук шофара как бы гласит: "Прошитесь, спящие, пробуди-тесь от своего глубокого сна..., ибо близок Судный День; очни-тесь от дуряых деяний, от грехов ваших". Это время самоанализа, раскаяния, подведения итогов жизии за год. Стоитзадуматься: каким он будет, этот наступающий год, что он принесет, какие радосги и какие тревоги. Во время последней недели месяца совершаются Трублете & шофар6 Рош-Гашана (Амстердам, 1707 г.) особые богослужения "Сеяихот", посвященные прощению грехов. Богослужение в ошовном состоит из Псалмов, со-чиненных в? славу Господа и по традиции приписывае-мых царю Давиду. В службу также входят более современ-ные религиозные сгах% на кёторые написана глубоко йро-никновенная музыка, и поэтому во многих синагогах бо-гослужеяия Сеяихот проходагт, как религиозные концер-ты: с кантором, хором и специально приглашенными ар-тистами. В канун нового года евреи приветствуют друг друга сло-вами: "Пусть вам будет записано только хорошее в этом году". Существует дрёвнее предание, которое рассказЫвает, что на неббсах есгь Книга жизня, в ней записаны имена всех живущих ш земле. В дни Рош-Гащана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в насгупающем году каждого йз людей. Нйі№о УГО& книги не видел, но евреи верят, что Бог^дитвседелаипоступкиивзависимостиотповедения оиредеяяст? дальнейшую суді^у. В Торе иразднмк Рош-Га* шанаимеетещеодноназваниё: ЙомГа-дий-Деньсуда. Праздник Рош-Гашана отличается сВоей серьезностью, торжественностью и глубоко Вациональным н итроко универсальным содержанием. Оба дня Рош-ГаІиана счи-таюгся как один "длинный" день. Молитва, чтение Торы и трубление ър&е-"ш?фар" - тря действия, символизи-рующие этот праздник. Перед праздником евреи поздравляют друг друга, же-лают счастливого нового года, просят прощения эа нане-сенные обиды. Одной из важнейших основ еврейской ре-лигии является идея раскаяния. Человек может и должен "очиститься", "освободиться" от грехов, им совершенных. Человек свободен в выборе своих решений и поступков, и потому он лично несе?6тве*сі"ветй?еть за них. И так как нет на земле людей абсолютно праведных, которые всегда делали бы только добро и не грешили, то всем дана воз-можность искупления своих грехов через раскаяние. Рош-Гашана, как уже было сказано,-- праздник обнрв-ления. Человек обновляет свою душу, очшцаег ее, готовйт-ся в новом г?ду к добрьшшктупкам. Рош-Гашана -* это также праздник сотворения перво-го человека, его день рождения. В эти дни все задумыва-ются не только о том, что ожидает впереди, но и вспоми-нают уходящий год. В Торе праздник Нового года назван также Днем памяти. Воспоминания о том, что произош-ло, помотают предвидеть то, что только готовится про-изойти. В канун нового года евреи оценивают и анализи-руют свои прступки, чтобы в будущем стать лучше" Ев-реи в эти дни молятся в сннагогах н просят ниспослать им, их семье и всему народу Израильскому мир, благо-получиеирадость. \ Этот праздник, как и все еврейские праздники, начина-ется на закате дня, предшествующего ему. При зажигании праздничных свечей читают особое благословение и бла-годарственныемолитвы,по^ещенныевособоммолитвен-нике, называемом Махзор, что в буквальном переводе оз-начает "цикл". Этот молитвенник используется толъко в праздники Рош-Гашана и Йом-Кипур и содержит выдерж-ки из Торы и древних учений нудаизма, известных под названием Талмуд, а также псалмы и религиозные стихи. Молитвы Рош-Гашана необыкновенно поэтичны в своем изначальнс"! всепроникающем чувстве. По глубине рели-.гиозного представления, по их насыщенности они подле-жат не столько тому, что называется "пониманием", сколь-ко прозрению. Человек доджен всем сіердцем цочувство-ватьипережитьвсеихсодержание. . По самой сути своей праздник Рош-Гашана призван выражать два момента: начало нового года и завершеяие года уходящего, В качесгве начаяа года евреи праэднуют Рош-Гашана, вознося молитвы Всевышнему, в которых просят.чтобыэтотгод был годоммира,здоровья, добрых вестей. В качестве завершещм уходящего года Рош-Гаша- на-это День суда, когда Беевышний взвешнвает поступ-ки людей и определяет щ судьбу. Эго день подведения ито-гов и раздумий о наших посгупках, об отношении к окру-жающим и к Богу. Окончательный приговор выносится в Йом-Кипур, и евреи, прощаясь щ>уг е другом в синагоге после молитвы, говорят: "На благоподучный год да будете вызаписаиы!" . До наступления праздникаевреи Іюздравляют родных, близких и просто знакомых, отправяяя нм поздравитель-ные отарыгки. Эта сравнителыю молодой обычай. В преж-ние времена евреи жили общинами, ве стремилиеьк пере-ездам, так как необходимость покинуть родные места для большинства грозила пОтерей имущества. Родственннки жили по соседству и не было никакой надобности в пере-писке. Если еврею случалось отлучиться по дел ам в сосед-ний город, то к празднику он старался вернуться домой. Постепенно же евреи расселились по разным странам, ста-ли жить в болыішх городах. Поэтому возник обычай по-здравлять родных и друзей с праздником Рош-Гашана от-крытками. На них изображают свитки Торы, шофар, мест-ную синатогу или проето вид города, детей, поздравляю-ЩЕХ с праздншсом бабушку н дедушку, изображения Свя-тойземли,Ст"Іыплачаит. д. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА Праздник наступает 1 и 2 числа седьмого месяца Тиш-рэй.. o " ' ;'.-,'.:.':o.;.'.., '.:'- 'o УтромвРош-ГашанаТрубятвсинагогевшофар.Звуки шофара захватывают душу и сердце, напоминая отом, что праотец евресв Авраам готов бьш принести вжертву сына своего Ицхака. Звук ш?фара напоминаег человеку о необ-ходимостивозвыситьсядушой,достигнутьвысшихчело-веческих качесю. В первый день Рош-Гашана (Іесли это де суббота), веяе-ром перед заходом солнца евреи отправляются к берегу Обряд гпашлих впервыйдень Рош-Гашана реки и митают главу из книги пророка Миха: і ввергнешь в глубины врлнвсегреэш наши"<Призт?м они нытряхивают над водой карманы или углы одежды, где обычно застревает меякий мусор и крошки. Этот обы-чай возник примерно в ХГ? веке. Он символизирует жела-ние очиститься от всех грехов и вступить в новый год с чистыми помыслами. Обряд носит названяе ташлих-от слова "лехашлих" (бррсать, прргрнять). В вечер перед Рош-Гашаиа (все еврейские праздники начи-яаются с вечера в канун празд-ника) устраивают праздничяый ужин. В эти дни запрещено ра-ботать. Все одевают праздничные светлые одежды, ибо верят, что Бог мнлосшв и будет судить ев-реев с мияосерднем н по спра-ведливости. - : В дни нового года в синагоге читают особые молитвы. Самый торжественный момент цразд-ника - тру&пени€ в шофар. Сильные звуки рога, то отрывистые, то протяжные при-зваяы нробуднть челрвека отр саяа. Оя должен заглянуть себе в душу, задуматьісй р СВРЙХ прежних пйступках, при-нять решение впредь следоватыіутем истины и правды. В чем смысл трубления в шофар: І.МалхуйотструблеииевшофаркоронуетВсевыишего на царство над всей землей. В молитвах Рош-Гашана так говорится об этом: "Ибо Господь велик и гррзен, Он - царь велнкий яад всей земяей... Вооюдит Госяодь на су-дейский прест?л евой притрубных звуках ш?фарз". 2.3ихронот:шофарнапоминаетнамисторик>жертво-приношения Ицхака и напоминает Всевышнему о заслу-гах праотцев еврейского народа. Всевышний, увидев, что Авраам гот?впринести Ему вжертву своего единственно-го сына, послал Аврааму барана, который и был принесен в жертгву вмейт? Ицхзка. Поэтому шофар делают из бара-ньего рога. "Сказал Бсевышний: "Трубите предо Мною в бараний роі-, чтобы напомнить Мне о жертвоприношении Ицхака, сына Авраама, и вспбмню Я о заслугах их". o 3. Шафарот: шофар напоминает о даровании Торы с горы Синай, которое сопровождалось звуком шофара. И звук шофара становился все сйльнее. "Моше говорнл, а Бог отвечал ему голосом". У подножия Синая еврейский народ прииял на себя веру в Бога Израиля, Тору и заповеди и закдючйл обновлейный союз со ВсевыШним. _, Ь ? Звуки шофара различаютсяпо долготе и силе и называ-ются найвріІгСе^*кяа^, "ІпварйІІі" ц "труіі?.ТІша-долгий звук, шварим -^- "гри Ътрывисгых, труа -^т трель отрадвяс-тых звуков. Звукв эти напомийают гіздохІІ"рыдания, за<:^ тавляют сердца исполниться раскашгая и емирения. ПриняІЧ" трубить в шофар т^аК: ткиа-шварим-труа-тіОиа ткиа - шварим -*- ткиа ткиа-^труа--ткиа. Эта мелодия повторяется трижды. В оба дия Рош-Гашана, вечером 8 утром, после возвра-щения из синагогй вся семья собирается за праздничным столом. Во время вечерней трапезы, первой трапезы яово-го года, принято есть сладкое и не есть горькое и соленое. Вместо того чтобы обмакнуть ломоть халы в соль, как дела-ют в теченще всего г?да, :его обмакивают в мед вместе с долькой сладкого яблока, произносят благословение и про-буют, а потом говорят: "Да будет угодно Тебе, Господь, Бог нашиБоготцовнаших,датьнамдо6-рый и сладкий новый год!" Принято в праздничные дни есть финики и говорить: .' "Да будет угодно Тебе, чтобы пере-- б?шсъ (йитаму) ненавистники и Враги наши!" Йитаму созвучн" сяову #гамар>-финик. Кромстого" слово тамар как бы состоит из двух другйх слйв: там ("заг-вершилась", "п^евеяась") иг мар ("гор^чь"), то есть заков-чились горькне дни страданий и начгшакггся счаст^гвые и сладкиедни. В Рош-Гашава принято есть грават, который полон зер-нышек. Предание говорит, что в гранате 613 зернышек - столько, сколысо заиоведей в Торе. Съев гранат, свре" го- едят рыбью или баранью голову и говорят: "Дабудещугодна Тевс* чмобы апаяи мы гаяовоп, а тхвоспюм!" Кроме того, рыбы - символ плодородия и благослове-ния. Поэтому многие добавляют: "."чтобы стали мы мяо-гочисленные, как рыбы!" С наступлением праздника хозяйка дома зажигает све-чи. Перед этим оиа произносит два благословения. Первос "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас ебатт злпобедями и побеяебший нам зяжтатьсвечувчестъпраздмика!" Второс: "Бяагбсяовен Ты, Господь наш, Бог наш, Владыка Вселенной, который Ъа-ровалнамжизнь, иподдерживалеевнас, и дая нам дожить до этого времениі" Обряд кидуш совершается вечером в РршТашана. Вер-нувшись из синагоги, прежде чем пристутшть к празднич-ной трапезе, гдава сшьи совершает кидуш. Смысл этого торжественного обряда - отделить будни от праздника. Кидуш состоит из трех благословений. Первое-над вяном: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Всеяекнай, сотворившийплод виноградной яозы!" Второе завершается словами: "Благословен Ты, Господь, Владыка всейземяи, освящающийИзраильидень напоминания!" Третье блаігословение "Шогехеяну", - то же, что про-износит хозяйка дома при зажигании свечей. Прежде чем глава семьи совершит кидуш, принято го-ворить: "Даначнетсяэтотгодибяагосяо&е-таего!" Начало, сопровождаемое добрыми приметами, несет с собой надежду, что н продолжение принесет добро. , Десять дне* месяца тишрэй носят название Дни тре-пета и раскаяния. 9-го тишрэй, с заходом солнца начина-ется самый святой и возвышенный день еврейского ка-лендаря - Йом-Кипур, когда евреи, забывая о земных делах", полностью посвящают себя искуплению и очище-нию от совершенных грехов. Этот день называют еще Шабат шабатон (дословно "суббота суббот"): в Йом-Ки-пур запрещеноховершать все те же работы, что и в суббо-ту. В этот день евреи отрешаются от повседневной жиз-ни: нельзя есть, пить, мыться, пользоваться косметикой, носить кожаную обувь, вступать в интимные связя. Человек должен прийти к Судному Дню внутренне подготовленным, проанализировав прошедший год, вспомнив свои прегрешения перед людьми и Богом. Че-ловек - не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. В повсед-невной суете люди часто отдаляются от Бога, совершают плохие поступки, наносят обиды ближним. Праздники Рош-Гашана и Йом-Кипур дают возможность задумать-ся о своей жизни, очистчть сердца от греховных мыс-лей, подтолкнуть к раскаянию. "Ибо в этот искупитесь вы, чтобы очиститься; ото всех грехов ваших пред Гос-подом очиститесь вы". В Йом-Кипур Всевышний црощает грехи, совершен-ные людьми по отношению к Нему. Для того, чтобы Бог принял молитвы, человеку надо всего лишь раскаяться в своих дурных поступках. Вот отчего не страх и не ужаспе; ред небесным судом несет Судный День евреям* а радосгь и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблапш и Прощающим, евреи обретают надежду и даже уверенность, что будут впи-саны в счастливый год. "Над нами всеми суд в Рош-Гаша-на, а приговор выносится на Йом-Кипур, - из века в век евреи повторяют на Судиый День. Потому,что в этот день Он простит вас, чтобы очистить вас от греховваших". Но чтобы Всевыш-ний простил грехи, со-вершенные по отно-шению к другим лю-дям, надо получить прощение от всех оби-женных. Раньше, ког-да евреи жили в не-больших городах, было принято в канун Разные виды шофаров Судного дня обходить всех соседей и просить прощение за все плохое, что вольно или невольно каждый сделал друго-му. Сегодня большинство людей живут в болыних горо-дах, где они часто вообще н" знают, кто живет с ними ря-дом. Поэтому, вспоминая старый обычай, евреи просят прощения у своих близких или у тех, кого чем-то обидели или огорчияи в уходящвм году. чалнсь в Рош-Гашана, и те 40 дяей, что Моше наявдался на гореСинай. Тридцатьтри века назад, в Синайской пусты-яе, после грехопадеиия евреев - Іюклонения золотому тельцу - Моше поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом-Кипур он вернулся" принес новые Скрижали ЗшНІШ^радостную весть: "Про-стил Я по оюву т*ошуі*€ЙІаг иор дни Йом-Кипур счита-ются времейем оеобогОблаговоления со стороны Всевыш-яеі-о, когда Он охотно ІІринимаст молитвы. Мудрецы го-ворят: "Иіцитс Всевышнего, когда Он есть (раскрывает себя), взывайте к нему, когда Он близок". В Йом-Кипур читают пять обязательных молитв: "Маарив", "Шахарит", "Муеаф", "Минха" и "Ненла". К концу последней молитвы Судного Дня - "Неила" - даже самую огрубевшую душу охватывает огромное вол-нение. Раскаяние способйо высоко вознести человека, способно подшй-й ето "а Йравственный .уроввнь, недо-сіувяіій ему до падения. Й прежние его проступки, по-служившие причиной морального перерождения, те-перь считаются "как даже если бы они были заслугами". Эта удивительная способность лревращения грехов в заслуги, величййшего зла в величайшее добро и отлича-ет раскаяние-тшува. Долг и обязанность каждого еврея вернуться к Богу. "Возвратитесь ко Мне, и Я вернусь к вам". Но без усилий, без искреннеГо стремления к совершенству человек не может вернуться на путь Всевышнего. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА Пять еврейских праздников назвавы в Т?ре, среди них и Йом-Кипур. Тора велит полвостью п?сжящать этот день Бсяу нгзовет к соблюденто-трепегному и свящашому- обычаев Судного Дня: "И да будет сие для вас постановле-нием вечным: в седьмой день, в десятый денъ месяца, сми-ряйте души вашя и никакой работы не делайте... Ибо в сей день нскупит (евященниг) вас, чтобы сделать вас чистыми: ото всехтрехов вапгах неред Господом вы будете о"ищё-ны". Торжественное, евятоесоблюдение обычаев кавуна и дня Йом-Кипур - свидетельство искренней веры и залог божественного Всепрощения. Перед наступлением Йом- Кипура все евреи должны вернуть деньги, взятые в долг, испросить прощение у всех, кому могли причинвть зло в в свою очередь прбсгить дру-гих, а решение всех затянувшихся тяжб доверить соответ-ствующіш еудам, чтобы * Йом-Книур предаваться только мо. Оченьдревнийобы-чайназыяаегейкаіюрее. Вечером^засуткидона-ступлевияСудного Двя илн яа рассвете кануна Судного Дня, мужчина или мальчик берут в рукв пеіуха, аженвдина или девочпса -- куряцу и произиосят мелагаву "БІ^ Одом". Затем, ос- (грв&ф* яв деребу, 133& г.) торожновращая птицу над головой, повторяют: "Да будет это моим искуплением..." Идея этого обряда предполагаег искреннее раскаяние прв мыслй, что за совершснные грехи и евреев могла бы посгичь судьба этдк]Ь Утром прн-нятоокунутьсявв"ды"м"квэ". - - : - 11' В канун Йом-Кипур воздерживаются от работы и жер-твуют больше обычного ш бяадчхгв^іител ьиые цели (це-даку), ибо сказано: "Раскаяние, молитва и цедака отменяют суровый приговор". Прв входе в синагогу обычно стоят тарелки для разнообразных сборов: на фонды благотвори- тельности и взаимопомощи, на поддержку различных доб-ровольных организаций и т. д. Накануне Йом-Кипур, оримерно за час до захада солн-ца, устраивают лоследнюю перед постом и обильную тра-пезу, которая называется "сеуда мафсекет" ("прерывающа-яся трапеза"),-онаотделяет будничный день от посга евя-того дия. Во время этой трапезы едят птицу, которая легко усваивается организмом; не едят острого и соленого-что-бы легче было переносить пост. Принято одеваться во все белое, ибо белый цвет-сим-волчистоты. После "ееуда мафеекег", прежде чем отправиться в си-нагогу, хозяйка-дома зажнгает свечи - как и в любой ка-нун ^бботы ц праздников. При этом произносится благо-слхжение. Кроме обычных свечей, зажигают еще и "нер нешама" (дословно "свеча души")-в память об умерщих родственниках. Перед уходрм в синагогу отец традиционно благо-словляет детей. Он возлагает руки на гонову каждого ре-бенка в произносит молитву: "Дауподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше. Да бяагосяовит тебя Бог и офанит тебя. Да оэарит Шебяяицо Его и помихует Он тебя. Да обратит Бог' лицо Свое на тебя и Ьлст тебе мир. Да будет в&яя Твоя, и давсеяишь Тыб сердце ребенкл любовь к Всевышнему, ~ данедашърс6енкусогрешить,идл6у- дету него жеялняеизучать Торуисяе- к жизпи хороше^ и доброй вмест* со всемиараведниками Израияя ивместе совсем Израидем! Амен!" За 18 минут до заката начинается пост, который длится сутки. На протяжейии этих еуток запрещается есть и дщть. Маленькие дети, а также б?льные люди и старики не долж-ныпоспп?ся. Йом-Кипур евреи проводятв сайагогев молитвах, ко-торые проникнуты просьбами к Богу о прощении и ис-ку плении грехов, совершенных каждьш человеком и всем еврейским народом. Йом-Кипур-очень важный и тор-жественныйдень,святосгьэтогодняеамапосе6ео6ладает силой.содействующейпрощениюгрехов. Служба Судного дня - самая важная в году и самая продолжительная. Ова начинается с заходом солнца, пре-рывается лишь на яочь и возобновляется утром, продол-жается затем весь деяь и заканчивается только поздно ве-чером. ? Служба в синагоге начинается с того, что самые почтен-ные члены общины извлекают свитки Торы, а затем стано-вятся по обе стороны хазана (кантора). Трижды произносит кантор "Кол-Нидре" - "Все обе-ты", а все присутствующие негромко повторяют за ним каждое слово молитвы. "Кол-Нидре", быть может, самое известное из песнопе-ний Йом-Кипура, является не молитвой в полном смысле этого слова, а скорее своего рода охранно^ ю^яу-вой соблюдающих Заков евреев, которая отменяет все клятвы и обеты, проти -воречащие Божьим Запсше-дям и которые чеповек не может исполнить, напри-мер, княтвы, данные из стра-ха или по принуждению. Молитвы Йом-Кипура (гравюра по дереву, Германия, XVI6.) Моля Господа простить ему такие ошибки, еврей признает свою слабоеть и вверяет свою судьбу в руки Бога. Хотя история воэникновепия этого ритуада в точности неизве-стна,многаеученыесчитаот,чтовозниконвсредниевека, когда евреев заставяяли под страхом смерти всенародно отрекаться от своей веры, но тайяоонв продолжали ее ис-поведовать. Именно поэтому, а также из-за торжествен-ной красоты мелодии, "Кол-Нидре" и ныне сохраняет для евреев такое же значение, как и в те времена. Молитва написана ва арамейском языке. Вот ее перевод: "Вобсехъбетах, и запретах, и кяят-вах, изаверетиіх, и самоаграничениях, и наказаниях, и обещанаях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв,за6еренийизапретов - отод-ного Йом-Кипура до сяедующего Йом-Кипура, который принесет нам доб-ро, - во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднекы, отменены, иедействтпеагты, полностью анну-яиро6аны,утрвтятсияуиперестанут сущестбовать! Да не буЬут обеты зап-- кяятвами!" После "Кол-Нидре"чукду€т вечерняя служба, коща чи-тают особые молиігвы, произносимые тол ько в ночь Йом- , "Кщпур* * Раяо утром начинается еледующая служба - "Шаха- рит". Посяе чтени* Т?ры пронзносят "Изкор" - поми-нальнуда молнтву по умершям. Счастливцы, чьи родите-ли живы, пркидают на:этЬ время зал синагоги, а оставшие-ся - проливают горькие слезы, вспоминая отца и мать. Многие чувствуют угрызениясовести при мысли, что ото-шяи от традиционного образа жизни, которЪго придержи- нались их предки, бабушкн и дедушки, отцы и матери. Многих охватывает чувство раскаянйя. Они принимают решение в будущем быть более преданными заветам Торы, чем это было в прошлом. Во второй половине дня,вовремяМвйхи, дневной мо-литвы, читаютисториюпророка Ионы. Сказал Господь Ионе: "Идив Ниневяю,город великий, и скажи жвтеяям, что злодейство их известно Мне". Но Иона ие послушался Господа и убежал в Яффу. Там он сея на корабль, чтобы уехать в другую страну. Вдруг ва море поднялась страишая буря, и все, кто были на корабле, при-нялись молить своих богов о шасении. Тояько Иона за-браяся в трюм корабля и там усвул, Кормчий нашел его и сказал: "Что ты спишь? Молись своему Богу, чтобы ов не дал нам погибнуть!" Но Иона зщя" что его і*ол0тва не по-может, потому чтоон непослушался Господаі "Брооьте меня в море,-сказал ой, -o из-за меня постигла вас эта великая буря". Но люди, которыесобралисьнакорабле^незахоте-ли губить его. "Давайтегрести изо всех сил к берегу, может, спасемсж",-сказали овв. Только ка" они нх гребли, как ни выбивались из сил, ничего не помогало т- буря стано-вилась все страшнсе. Тогда воззвали они к Богу и сказали: "Молим Тебя, Гос-поди, да не погибнем аа душу человека сего, и да не обви-нишь нас в кровопролитии, ибо Ты, Господи, сделал, что угодно Тебе". И выбросили они Иону за борт, и буря тотчас утихла. КактолькоИонаоказалсявводе.тутжеподплылаболь-шая рыба и проглотила его. Иона пробыл в брюхе у рыбы три дня и три ночи. И взмолился он Господу Богу: "Ты, Госиодь мой! Ты единственный можешь вывести меяя из преисподней... Вспомнил я Господа, и прошу, чтобы дошла до тебя моя молитва. Спасение у Господа". Бог приказал рыбе отпустить Иону. Рыба выплюнула его, и он очутился наберегу. Иона и кит (гравюра по де^еву, Голламдия, XVI6.) И опять сказал Господь Ионе: "Иди в город Ниневию". На этот раз Иона послушался. Когда он пришел в Нине-вию, он стал говорить то, что велел ему Бог: "Через сорок дней погибнет ваш гор?д из-за грехов ваших". Услышаля это жители и взмолились: "Господи, не губи нас!" И прекратили творить беззаконие, и отказались от зла и насилия: кто знает, может, еще смияуется Бог и про-стит ях? Раскаялись и все время постшшсЬ и мОлились. Пожалел их Бог, потому что увидел, что они изменились, и не сделал им ничегоплохого. Не стал губить город Ни-невию. А Иона шльво огорчился и сказал Богу: "Потому и убе-жал я от тебя, что знал: ты Бог милосердиый и жалостли-вый, терпеливый и милостивый, и не станешь ты губить город". "Неужйяи Ігы из-за этоготак огорчен?" - спросил Бог. "Да,-сказал Иона.-Лучше мне умереть. Не хочу я больше жить". Вышел из города, уселся в шалаше и стал ждать, что будет. А Бог вырастил куст, который закрыл сж>-ими ветвями Иону от солнца. Обрадовался Иона, что над головой у яего тень и что не печет его шлнце. Но на другой день усгроил Бог так, что черви подточили куст и (ж засох. Увидея Иона, что случилось с кусг?м, и ошть стал просить о смерти. Тогда сказал Господь: "Тебе жалко куста, над ко-торым ты не трудился и которого не растил, который в одиу ночь вырос и в одну ночь погиб. Как же ты хочешь, чтобы Я не пожалел Ниневии, великогр города, в котором яшвет больше ста двадцати тысяч человек?.." ' После молитв "Мусаф" и "Минха" начинается самая тор-жественная последняя служба "Неила" - вершина всех мблитв Йом-Кипур. Она заканчивается выражением не-прколебимой преданности евреев Богу и готовности, если понадобится, умереть за свою веру, как это делали в про-шлом святые мученики. После этого раздается последний трубный звук шофа-ра, иСвятой День завершают слова: "В будущем году - в Иерусалиме!" С наступлением ночи, после молитвы "Маарив" и про-изнесения "Гавдала", заканчивается посГ Йом-Кипур. Ев-реи возвращаются из синагоги домой и садятся за празд-ничный стол. После торжественного ужина полные уве-ренности, что Бог услыщал молитвы и вписал в счастли-вый год, все выходятна улицу, чтобы тут женачать строить сукку-шалаш, в к?тором семья проведет Суккот, один из самых светлых и веселых еврейских праздников. 2 Еврейсгие ІІраздшии
Hosted by uCoz