На следующую В начало Назад

Федор КОНТОРОВИЧ
ПЛАЧ О СУДЕ НЕПРАВЕДНОМ
„Исследуйте Писания,
ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную;
а они свидетельствуют о Мне“
Ин. 5:39

    Иудейские раввины были великими учеными. За столетия они истолковали каждую букву, каждое междометие Торы. Но при всем этом что-то чрезвычайно важное упустили.
    Еще за 1500 лет до рождения Иешуа в Вифлееме Бог сказал Моисею и народу: „Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте...“
    „Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу“ (Втор. 18:15, 18, 19).
    Какое серьезное предупреждение! Но и оно не устрашило множество умных иудейских раввинов.
    Иешуа – по рождению от Духа Святого через деву Марию, – будучи 30 лет от роду, пришел однажды на Иордан, где Иоанн крестил иудеев в воде покаяния. Заметив Его, Иоанн по откровению Божию провозгласил: „Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю...“ (Ин. 1:29,31).
    Агнец (жертва) и Искупитель, и Помазанник Яхве явлен был Израилю. Явился и стал открывать глаза слепым, уши глухим, исправлять хромавшие ноги... И при этих творимых чудесах не уставал говорить: „Я ничего не могу творить Сам от Себя... и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца“ (Ин. 5:30).
    Упоминание суда праведного в этом месте Евангелия кажется несколько нелогичным. Однако события, описанные в этой главе, связаны с излечением в субботу в купальне Вифезда еврея, пролежавшего в ожидании исцеления 38 лет, и свидетельствуют, что иудеи хотели „убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу“ (Ин. 5:16).
    Иешуа на их попытку совершить над Ним самосуд заявил: „Отец Мой доныне делает, и Я делаю“ (Ин. 5:17).
    Неплохо было бы многим евреям и сегодня осознать, что Бог и доныне совершает дела спасения – во все дни жизни людей...
    Почему же иудеи тогда не поверили Иешуа? А по той же причине, почему не верят и сегодня. Ему, праведному Судии, принадлежат слова: „Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне“ (Ин. 5:46).
    Обратимся к книге Исход в Торе. Бог говорит Моисею, что следует отделить для служения Ему священство, и дает устав об одежде для Аарона: „И будет носить Аарон...“ (Исх. 28:29–30).
    Примечательно в этом тексте то, что наперсник судный с именами сынов Израилевых у сердца Аарона как первосвященника предназначен для постоянной (может быть, вечной?) памяти пред Господом. О чем же? Судя по тексту, речь идет о каком-то суде сынов Израилевых, связанном с сердцем первосвященника и имеющем некий вечный характер...
    В русском переводе Торы О. К. Штейнберга (инспектора Виленского еврейского учительского института) примечание к приведенному месту из Второзакония толкует, что расположение у сердца имен сынов Израилевых и „урима с туммимом“ свидетельствует о том, что „заботы и наставления народа близки сердцу Аарона“ (стр. 78).
    С этим выводом нельзя не согласиться! Однако почему же автор толкования ничего не сказал о факторе судности наперсника?
    Некоторый свет на этот вопрос проливает известный иудейский толкователь Торы рабби Шломо Ицхаки (Ра Ши). Согласно его толкованию, наперсник с уримом и туммимом символизирует искупление, т. е. прощение народа израильского, совершившего некий суд неправый (см. толкование Ра Ши в переводе Фримы Гурфинкель 1990 г., книга 20, стр. 20).
    Заметим для объективности, что сам Ра Ши не относился к последователям Иешуа Мессии. Об уриме и туммиме сохранилось много толкований и легенд. Бесспорным представляется то, что эти слова содержат корни „ор“ и „там“, т. е. „свет“ и „совершенство“.
    Бесспорным является и то, что два этих начертания являют собой имя Предвечного! По этой причине можно согласиться с мнением Ра Ши, что именно начертание имени Предвечного вкладывалось между передней и задней частями наперсника у сердца первосвященника. Осталось лишь сделать предположение, что фактор судности заключался не в самом наперснике, а в имени Предвечного. А значит?.. Значит, речь идет о высшей целесообразности одеяния ветхозаветного первосвященника, являющего в наперснике судном знамение о некоем суде неправом, который совершат в будущем сыны Израилевы по отношению к имени Предвечного.
    Когда исполнилась полнота времени и Иешуа вышел на служение, Он однажды сказал иудеям: „Прежде, нежели был Авраам, Я есмь“ (Ин. 8:58). Этим Он заявил, что в Себе Самом Он явил им Предвечного. Какую это вызвало реакцию, можно узнать из следующих за приведенным стихов. Проявления суда неправого начались.
    И вот наступило то знаменательное утро, когда собрались все первосвященники и старейшины народа на „совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю“ (Мф. 27:1–2).
    Началось свершение пророчества и древнего знамения, которое Бог дал народу израильскому через одеяние священническое.
    В синедрионе Израиля, во дворце Ирода и в претории римского правителя Пилата произошла встреча неправедного суда сынов Израилевых с благодатью Божией, с Его любовью к сынам Израилевым, собравшимся на суд над Пророком, Которого не послушались. Перед народом стоял Агнец, готовый на заклание...
    Поиски праведности через букву закона затмили дух истины так, что, когда пришел Мессия, Судия праведный, народ Его не узнал.
    Замученный и распятый, в муках плоти повис на кресте Иешуа Мессия.
    Суд неправедный сынов Израиля свершился. А что же Праведник? А Он умирал со словами прощения на устах: „Отче, прости им, ибо не знают, что делают“(Лк. 23:34).
    А разве нашлись бы у народа силы сделать это, принести эту искупительную жертву, если бы знали, что делают? И поныне многие народы судят израильский народ за эту жертву и выносят тем самым суд неправедный не только над Израилем, но и над планом Самого Предвечного.
    В книге пророка Захарии описано это событие за 500 лет до его свершения: „...и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце... И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова... племя дома Нафанова... племя дома Левиина... все остальные племена...“ (Зах. 12:10–14).
    Этот плач о суде неправедном частично уже исполнился в день Пятидесятницы, после распятия Иешуа, когда покаялись 3000 евреев, частично и по сей день исполняется в евреях, приходящих с покаянием к Иешуа, и исполнится в полноте перед установлением Тысячелетнего царства Мессии на земле.
    Он один умер, чтобы не погибли все! Он воскрес, чтобы в Нем воскресли все, признавшие свой неправедный суд перед лицом Господним (Исх. 28:30).
    Покайся – и будешь крещен Духом Святым, получишь освобождение от рабства греху и величайший дар – дар любви Его – жизнь с избытком.
    Свет уже пришел в мир, и тьма не объемлет Его!

Ричард ВУРМБРАНД
ГРЕХИ ЕВРЕЕВ
    Во время войны Международный Красный Крест организовал эмиграцию евреев в Палестину. Когда встал вопрос об отправке группы евреев-христиан, один из сионистских лидеров решительно воспротивился этому: „Нам не нужны изменники. Мы сбросим их в море“.
    Мы столкнулись с такой враждебностью и во время наших встреч с сионистами. Мы могли понять их точку зрения, но и у нас ведь тоже были национальные чувства.
    В Евангелиях Галилею называют родиной Иисуса, а Назарет — Его родным городом. Иисус не считал Себя гражданином мира, как стоики, Он чувствовал Себя евреем и любил Свой народ. Как можно любить другие народы, если ты не любишь свой собственный?
    Евреи-христиане, каждый в своей профессиональной области, выполняют долг перед своим народом; они делают это и в Израиле, принимая активное участие в развитии и защите своей страны.
    Евреи-христиане служат своему народу, борясь с антисемитизмом средствами, недоступными другим евреям.
    Во время фашистского режима в Румынии мне как-то пришлось ехать поездом из Галаца.
    В одном купе со мной ехали евреи-коммерсанты. Я попытался заговорить с ними об Иисусе, но они отнеслись к этому с полным равнодушием. В Плоешти в купе вошел толстый немец. Он нюхом учуял, что мы евреи. Не успел он сесть, как начал оскорблять нас, обзывая „пейсатыми“ и другими обидными словами.
    Мои попутчики сносили оскорбления молча. Я же выждал какое-то время, а затем открыл Библию и зачитал ему целый ряд мест, из которых явствует, что Иисус был евреем. Я сообщил ему также, что в Библии упоминается о том, что Иисус был обрезан. Христиане считают, что Соломонова Песнь песней пророчествует об Иисусе. Там написано: „Голова моя вся покрыта росою, кудри (пейсы) мои – ночною влагою“ (5:2). Так что у Иисуса тоже, должно быть, были пейсы. „Когда вы смеетесь над евреями, – заключил я, – вы смеетесь над Иисусом“.
    Потом продолжил: „Думаю, что, как всякий христианин, вы тоже верите во второе пришествие Христа. В Свой первый приход Он явился в Палестине, в облике еврея с пейсами. А что, если во второй раз Он явится в Румынии в том же образе еврея с пейсами – вы тоже станете смеяться над Ним и бить Его? Какой же вы тогда христианин?“
    Он извинился и признался, что никогда раньше ни от кого об этом не слышал.

    И таким образом мы служим своему народу. Но мы понимаем, что у нас есть и другой долг: недостаточно просто указывать антисемитам на то, что они совершают грех. Евреи тоже не без греха, и нужно, чтобы они это понимали.
    Многим, и не только еврейским историкам, свойственна предвзятость в отношении собственного народа, но это неправильно. Я не буду говорить о тех, кто утверждает, что негры или белые, американцы или русские всегда правы. Каждый народ и любая социальная группа имеют свои недостатки. И мы, евреи, тоже не безгрешны.
    Нельзя утверждать, что все евреи – жертвы незаслуженной ненависти. Есть в нас что-то, что вызывает враждебность других людей. Так, по сравнению с другими народами, евреи обладают значительным интеллектуальным превосходством. Более шестидесяти процентов лауреатов Нобелевской премии – евреи; а ядерная физика, являющаяся величайшим достижением ХХ века, в значительной степени представлена еврейскими учеными. Ари Абрамович Штернфельд был председателем Координационного комитета России по астронавтике. Евреи занимают ключевые позиции в политической, экономической и культурной жизни различных стран.
    Если бы все эти преимущества использовались евреями для установления Царства Божия на земле – царства справедливости, мира и радости, – то человечество знало бы меньше страданий. Как сказал апостол Павел: „Если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?“ (Рим. 11:15).
    Другие народы чувствуют, что евреи могли бы сделать для них очень многое, но не делают этого. В тюрьме мне довелось встретиться с членом одной антисемитской организации, приговоренным к двадцати годам тюремного заключения. Он был в отчаянии. Однажды, схватив меня за руки, он воскликнул: „Сделайте же что-нибудь для спасения мира, евреи! Только вы можете это сделать!“
    Что проку от ножа, который не режет, от пера, которое не пишет, и от часов, которые не идут? Что проку от еврейского народа, если он никогда с полной отдачей и от всего сердца не выполнял и не выполняет свою роль народа, избранного нести свет другим народам и направлять их к Господу?
    Ведь именно евреям Иисус сказал: „Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям“ (Мф. 5:13). И это мы уже испытали на себе. Подтверждение тому – антисемитизм. Против нашего народа были совершены преступления, которых нельзя оправдать. Но безгрешны ли мы сами? О себе я такого утверждать не могу.

ЭТО ВОЙНА МЕЖДУ БОГОМ И АЛЛАХОМ
Интервью
    В январе 1997 года на собрании Еврейского мессианского общества г. Штутгарта выступила с докладом доктор Алиса Наумова из Израиля. Члены редакции беседовали с гостьей. Вот некоторые выдержки из этой беседы, которые, мы надеемся, будут интересны читателям журнала.

    – Госпожа Наумова, расскажите, пожалуйста, немного о себе, где Вы научились русскому языку.

    – Мой отец родился в Болгарии, поэтому, вероятно, моя фамилия имеет такое русское окончание, но в основе лежит еврейское имя Наум (Нахум). Все мои родственники, кроме матери и отца, погибли во время Холокоста. Родилась я в Нью-Йорке, в Бронксе. Там же окончила университет, затем преподавала в университете всемирную историю и литературу. 23 года назад я переехала в Израиль, работала в различных государственных учреждениях. На русском языке я никогда не говорила, но так как в Израиле этот язык широко распространен, решила его выучить.

    – Давно ли Вы уверовали в Иешуа как Мессию Израиля?

    – Я уверовала, еще учась в университете. Когда-то я думала, что Новый Завет – это как „Майн Кампф“ Гитлера, считала всех верующих в Иешуа погромщиками и антисемитами. Впервые я услышала имя „Христос“, когда на меня набросились соученики в школе с возгласами: „Паршивые жиды, вы убили Христа!“ И это было не в Польше, а в Америке. Эти дети говорили мне, что Иешуа был католиком, и я всегда воспринимала Иешуа, как борца против евреев, Который потерпел поражение. Считая Новый Завет книгой погромщиков, я не знала, что погромщики ее скорее всего не читали. Хотя в моей родословной немало раввинов, я выросла атеисткой и лишь из любопытства взялась за чтение Нового Завета.
    Прежде всего меня поразило, что и Иешуа, и апостолы были евреями, что они не придумывали новую религию, а оставались иудеями. Но больше всего меня удивил вопрос, который волновал апостолов: могут ли язычники верить в Иешуа и при этом не становиться иудеями?
    Я задумалась о том, что же стало с церковью, с христианами, почему среди христиан так много антисемитов и т. д. Все это наводило на мысль, что вера апостолов была несколько иной, иначе бы не возник у них подобный вопрос. Он бы не возник у апостолов и в том случае, если бы они создавали новую религию. Значит, они считали свою веру продолжением библейского иудаизма.
    Мне вдруг стало совершенно ясно, что вера погромщиков не имеет ничего общего с верой апостолов, и я впервые подумала: может, Иешуа действительно наш Машиах...
    И однажды я воззвала к Богу с вопросом: „Если Ты действительно существуешь, то почему этот мир такой плохой, такой ужасный?“
    Я не слышала никакого голоса и не испытывала никаких особых переживаний, т. к. я не религиозный человек, но я прочла уже почти всю Библию, и Бог отвечал мне через Свое Слово: „Знаешь, почему этот мир такой плохой и ужасный? Из-за того, что в этом мире есть такие люди, как ты“. Я поняла, что мало отличаюсь от других людей, имею множество проблем в себе и не лучше остальных. Бог показал мне, какая я на самом деле, я увидела себя со стороны и поняла, что нуждаюсь в помощнике, адвокате – Искупителе и Спасителе. Таким образом я уверовала в Иешуа.

    – А как отнеслись к этому Ваши родные?

    – Однажды я сказала моей матери, что этот Иисус, Который приходил, придет опять, когда исполнятся все пророчества об Израиле. Она услышала имя „Иисус“ и стала кричать на меня:
    „Черносотенка, все христиане – погромщики и антисемиты. Мне было бы легче, если бы я узнала, что ты погибла в автокатастрофе!“ Она пять лет плакала обо мне, ожидая от меня чего-то типично христианского: антисемитской выходки или увешанной иконами комнаты. Но вместо этого моя мать заметила, что я все больше становлюсь еврейкой. И... спустя пять лет моя мать сама уверовала и теперь тоже с Господом.

    – Что побудило Вас оставить благополучную Америку и переехать в неспокойный Израиль?

    – Я уже была верующая, но не слышала конкретного зова Божьего ехать в Израиль. Читая Библию, я заметила неоднократное повторение того, что Бог желает в последние дни собрать народ Свой в земле обетованной. Тогда я просто упаковала чемодан и уехала в Израиль.

    – Что Вы можете сказать о положении в Израиле?

    – Я очень рада, что живу именно в это время, когда исполняются пророчества об Израиле. В библейских пророчествах о последнем времени Израиль занимает центральное место, все события происходят вокруг нашего государства. Кто бы еще сто лет назад поверил в это? Во-первых, Израиля еще не существовало, а во-вторых, даже сегодня, чтобы найти Израиль на карте, нужен микроскоп.
    Страна, в которой почти отсутствуют промышленность, полезные ископаемые, страна, насчитывающая всего около пяти миллионов жителей, является сегодня центром мировой политики. В средствах массовой информации постоянно слышно об Израиле, в ООН принимаются все новые резолюции – против Израиля, конечно. Всем есть до нас дело, всем мы мешаем. С библейской точки зрения, все эти события закономерны, и они были предсказаны Богом. А это означает, что сегодняшнее положение в Израиле не бесконтрольно, оно управляется Самим Всевышним.

    – Мы знаем, что все законы природы установлены Богом, но их чаще всего удается как-то объяснить. Могли бы Вы объяснить, что происходит в настоящий момент с Израилем?

    – Если человек не изучает Библию, он никогда не поймет этого. Нет никакой политической или экономической причины, из-за которой весь мир должен так серьезно заниматься Израилем и так враждебно быть к нему настроенным.
    Есть только духовное объяснение этой проблемы: это взаимоотношения между Создателем и Его противником. Почему всем нужен Иерусалим, почему весь мир считает, что Иерусалим не должен принадлежать евреям, хотя он никогда не был столицей какого-либо другого государства? Почему за этот вполне заурядный город во все времена велись войны?
    4 декабря 1996 года на заседании ООН все страны мира проголосовали против нашего присутствия в Иерусалиме, и только мы проголосовали „за“. Весь мир был против нас. В прошлом году мы отмечали 3000-летие Иерусалима, устроили большую „вечеринку“, пригласили весь мир, но никто не пришел. Но когда убили нашего премьер-министра, приехали самые высокопоставленные люди всего мира. Почему вдруг такой интерес и внимание к нам? Прежде чем отправиться в аэропорт, главы государств читали нам лекции о необходимости продолжения так называемого „мирного процесса“(самоубийства, с моей точки зрения).
    Две недели тому назад наш „друг“ Клинтон (мы говорим, что, если у нас такие друзья, нам не нужны враги) официально заявил, что Израиль не должен владеть Иерусалимом.
    Так сложилось, что Иерусалим „случайно“ принадлежит Богу, а сатана, под чьей юрисдикцией находится этот мир, пытается захватить власть над святым городом. То же самое происходит и с отношением мира к избранному Богом народу, и с обещанной ему в наследие землей Израиля.

    – Как Вы считаете, возможно ли когда-нибудь разрешить ближневосточный конфликт?

    Мы там, на Востоке, привыкли рассуждать с религиозной точки зрения. Ясир Арафат ежедневно обещает приближающуюся „священную войну“, уничтожение всех евреев и захват Иерусалима. Почему именно Иерусалим так важен для арабов? Если Иерусалим будет полностью принадлежать арабам, это будет доказательством истинности ислама как единственно правильной религии и того, что Аллах единый, истинный бог. Конфликт на Ближнем Востоке – это религиозный конфликт, более того, это конфликт духовный. Мусульмане считают, что если они овладеют Иерусалимом или частью его, то он будет принадлежать Аллаху. Война за Иерусалим – это война между Богом и Аллахом. Ответ на Ваш вопрос я читаю в Библии и знаю, что конфликт окончится очень скоро победой Бога, потому я сижу в Иерусалиме и не уезжаю назад, в Америку.

    – Какую цель Вы преследуете, выступая с докладами об Иерусалиме перед верующими в различных странах мира?

    – Средства массовой информации постоянно критикуют Израиль. Мы слышим о военных акциях Израиля, о бедных палестинских беженцах, о нехватке земли у арабов, но мы ничего почти не слышим о массовых террактах в Израиле, о проблемах репатриации. Антиизраильская пропаганда – это пропаганда против Божьего народа, но верующие являются тоже Божьим народом, значит, враг евреев является врагом верующих. Враг всех верующих – дьявол. Мы имеем одного врага, который настраивает весь мир против евреев, верующих, против Божьего народа.
    Слышите ли Вы о преследованиях верующих, о массовых расправах с христианами в Африке, много ли слышали Вы о том, как их преследовали коммунисты?
    Я хочу призвать всех верующих правильно реагировать на антиизраильскую пропаганду, потому что она дело рук нашего общего врага. Вы не можете поддерживать такую пропаганду и не должны быть пассивными.

    – Как бы Вы объяснили многовековые страдания Божьего народа?

    – „Будьте святы, как Я свят“, – говорит Господь, обращаясь к Своему народу. Он заповедал это Израилю, Он заповедал это и всем верующим. Он сказал, что суд начинается с Божьего народа!
    Бог не ждет ничего от этого мира, но Он ожидает многого от нас: „Будьте святы, потому что Я свят“! На протяжении всего Ветхого Завета мы читаем о том, что наш народ грешил, и не меньше, чем другие народы. Мы всегда имели врагов, но когда мы согрешали, наши враги нападали на нас, и в этом главная причина наших бед. Когда мы надеемся на себя или ждем помощи от кого угодно, только не от Бога, то Господь позволяет нашим врагам нападать на нас. Об этом свидетельствует Библия, это касается как Израиля, так и верующих.

    – Что, по-Вашему, ожидает Израиль в ближайшем будущем?

    – Возвращение в землю обетованную всегда было благословением от Господа, потому возрождение Израиля – это начало благословения. Не может быть, чтобы Господь привел народ свой в Израиль, чтобы уничтожить его там. Нет, у Израиля прекрасное будущее, в 31-й главе книги пророка Иеремии (31–34 ст.) говорится об этом времени. Это время, когда целый народ, весь Израиль, познает Бога и раскается, но прежде должны еще исполниться некоторые пророчества. В 11-й главе Послания римлянам Павел говорит, „что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется...“
    И я думаю, что все верующие должны сейчас молиться о наступлении этого времени.
    – Спасибо за беседу и успешного Вам служения.
Записал Геннадий ФИШБАЙН

Василий ГРОССМАН
АНТИСЕМИТИЗМ КАК ПРИЗНАК

    Антисемитизм проявляется разнообразно – он и в насмешливом, брезгливом недоброжелательстве, и в истребительных погромах.
    Разнообразны виды антисемитизма – идейный, внутренний, скрытый, исторический, бытовой, физиологический; разнообразны формы его – индивидуальный, общественный, государственный.
    Антисемитизм никогда не является целью, антисемитизм всегда лишь средство, он – мерило противоречий, не имеющих выхода.
    Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей, общественных устройств и государственных систем. Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват.
    Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равноправной жизненной борьбе, всюду – в науке, в торговле, в ремесле, в живописи. Антисемитизм – мера человеческой бездарности. Государства ищут объяснения своей неудачливости в происках мирового еврейства. Но это одна из сторон антисемитизма.
    Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих бедствий и страданий. В евреях, не в государственном и общественном устройстве, видят невежественные люди причины своих бедствий. Но и это массовое проявление антисемитизма – одна из его сторон.
    Антисемитизм – мерило религиозных предрассудков, тлеющих в низах общества. Но и это лишь одна из сторон антисемитизма.
    Антисемитизм – явление особое в ряду преследований, которым подвергаются национальные меньшинства. Это явление особое, потому что историческая судьба евреев складывалась своеобразно, особо.
    Подобно тому, как тень человека дает представление о его фигуре, так и антисемитизм дает представление об исторической судьбе и пути евреев. История еврейства сплелась и соединилась со многими вопросами мировой политической и религиозной жизни. Это первая особенность еврейского национального меньшинства.
    Евреи живут почти во всех странах мира. Такое необычайно широкое распространение национального меньшинства в обоих полушариях Земли представляет собой вторую особенность евреев.
    Часть еврейского меньшинства ассимилируется, растворяется в коренном населении страны, а народная, широкая основа еврейства сохраняет национальное в языке, религии, быте. Антисемитизм сделал своим правилом изобличать ассимилированную часть еврейства в тайных национальных и религиозных устремлениях, а органическую часть еврейства, занимающуюся ремеслами, физическим трудом, делать ответственной за тех, кто участвует в революции, управлении промышленностью, создании атомных реакторов, акционерных обществ и банков.
    Названные особенности бывают присущи порознь тому или другому национальному меньшинству, но, кажется, одни лишь евреи объединили в себе эти особенности.
    Антисемитизм тоже отразил на себе эти особенности, он тоже слился с главными вопросами мировой политической, экономической, идеологической и религиозной жизни. В этом зловещая особенность антисемитизма. Пламя его костров освещает самые ужасные времена истории.
    Когда Возрождение вторглось в пустыню католического средневековья, мир тьмы зажег костры инквизиции. Их огонь осветил не только силу зла, но и картину его гибели.
    В двадцатом веке обреченный на гибель старый национальный уклад физически отсталых и неудачливых государств зажег печи Освенцима, люблинских и треблинских крематориев. Их пламя осветило не только краткое фашистское торжество, это пламя предсказало миру, что фашизм обречен. К антисемитизму прибегают перед неминуемым свершением судьбы и правительства реакционных государств, и отдельные люди, стремящиеся выправить свою неудавшуюся жизнь.
    Были ли случаи на протяжении двух тысячелетий, когда свобода, человечность пользовались антисемитизмом как средством борьбы? Может быть, и были, но я не знаю таких.
    Бытовой антисемитизм – бескровный антисемитизм. Он свидетельствует о том, что в мире существуют завистники и неудачники.
    В демократических странах может возникнуть общественный антисемитизм. Он проявляется в прессе, представляющей те или иные реакционные группы, в действиях этих реакционных групп, например, в бойкоте еврейского труда либо еврейских товаров, в религии и идеологии реакционеров.
    В странах с тоталитарным режимом, где демократическое общество отсутствует, антисемитизм может быть лишь государственным.
    Государственный антисемитизм – свидетельство того, что государство пытается опереться на тупиц, реакционеров, неудачников, на тьму суеверных и злобу голодных. Такой антисемитизм бывает на первой стадии дискриминационным – государство ограничивает евреев в выборе местожительства, профессии, в праве занимать высшие должности, в праве поступать в учебные заведения и получать научные звания, степени и т. д.
    Затем государственный антисемитизм становится истребительным.
    В эпохи, когда всемирная реакция вступает в гибельный для себя бой с силами свободы, антисемитизм становится для нее государственной, партийной идеей; так случилось в двадцатом веке, в эпоху фашизма и сталинизма.

Гаральд ФЕЛЬШ
ЖЕРТВА НА ГОРЕ МОРИА
    В Библии описано жертвоприношение Авраама на горе Мориа: „И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе“; „И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо (Исаака), сына своего“ (Быт. 22:1–2, 9–13).
    Многие из нас слышали эту историю еще в раннем детстве. Но понимаем ли мы всю глубину значения этой жертвы?
    Однажды один знаменитый израильский теолог, разбирая эту главу из книги Бытие со слушателями, объяснял, что Бог хотел оградить Авраама от языческого культа – принесения детей в жертву божеству Молоху. В конце занятий участники беседы задавали вопросы. Одна из слушательниц сказала: „Божии обетования Аврааму – умножая умножу семя твое, как звезды... и как песок морской... – великие обетования, но...“ В ее словах звучало разочарование. Она не видела исполнения божественных слов. К сожалению, ей не объяснили, что эти слова относятся к тем, кто идет по следам Авраама (т. е. в вере и послушании), кто идет его путем.
    Возникает вопрос: не указывают ли эти слова на жертву, которую принес Небесный Отец, – на Мессию? Что говорит по этому поводу Писание?

ИСПЫТАНИЕ

    Бог испытывал Авраама. Для чего? Он же знал Своего верного слугу. Бытие 18:19: „Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим... ходить путем Господним“.
    Авраам был послушным шаг за шагом:
    1. В том, что отвернулся от язычества и идолопоклонства (Нав. 24:2–3).
    2. В том, что он оставил дом отца своего (Быт. 11:31–12:4).
    3. В том, что он отделился от Лота (Быт. 13:9–11).
    4. В том, что он ничего не принял от царя содомского (Быт. 41:21–23).
    5. В том, что он обрезал себя и весь дом свой, когда Господь повелел ему это (Быт. 17:23).
    6. В том, что он отослал от себя Агарь и Измаила (Быт. 21:14).
    7. И, наконец, в готовности принести своего сына в жертву.
    Его вера постоянно возрастала, она прошла серьезное испытание и оправдала его пред Богом. Слово Божие говорит: „Испытанная вера ваша оказалась драгоценнее ...огнем испытываемого золота“ (1Пет. 1:7).
    Когда Бог призвал Авраама, тот сразу же ответил: вот я! Такая готовность Авраама впечатляет, и многие последовали его примеру. Бог говорит: „Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... принеси его во всесожжение“. Это испытание было больше всех, которые Авраам когда-либо пережил. Кто может понять ту любовь, которую Авраам испытывал к Исааку? Это был сын обетования, сын, которого Бог дал ему после двадцати пяти лет ожидания. Возьмет Бог теперь этот драгоценный подарок назад? Может быть, была опасность, что для Авраама Исаак будет значить больше, чем его отношения с Богом? Люди или какие-нибудь материальные ценности могут легко стать между нами и Богом. Первая заповедь гласит: „Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всеми силами твоими“ (Втор. 6:5).
    Авраам встал рано утром. Может быть, он в ту ночь вообще не спал. Вопросы и сомнения мучили его: „А верно ли я слышал? Этого Бог не может от меня требовать“. Но он хотел быть совершенно послушным Богу. Нам неизвестно, рассказал ли он Сарре об этом. Раввин Савл из Тарса сказал о себе: „Когда же Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего, – ... я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью“ (Гал. 1:15–16).

ВЕРА

    „Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака“ (Евр. 11:17). Мы не можем себе представить, что пережил Авраам в это время. Позади три дня длинного пути, пока они достигли места жертвоприношения. С ним рядом шел Исаак, сын обетования, единственный оставшийся при нем сын (Измаила он отправил от себя еще задолго до этого). На третий день открылась его победная вера, когда он говорит слугам своим: „Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и ВОЗВРАТИМСЯ к вам“. Какая вера! Авраам помнил, что Бог обещал: „Я произведу от тебя великий народ“ (Быт. 12:2), „В Исааке наречется тебе семя“ (Быт. 21:12). Бог показал, что Он может делать, с человеческой точки зрения, и невозможное. Сарра была бесплодна, и ко времени рождения Исаака Авраам и Сарра были слишком стары, чтобы иметь детей, но и тогда Авраам, „не изнемогши в вере... не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность“ (Рим. 4:19–22).
    И здесь, на горе Мориа, Авраам верил, „что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование“ (Евр. 11:19).
    Авраам познал верность и надежность божественных обетований в рождении своего сына и в его воскресении. Его вера – не теория или интеллектуальное согласие с Богом, это полное послушание Богу. Писание говорит: „Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?“ (Иак. 2:21) Настоящая вера выражается не столько в словесном признании, сколько в отдаче своего сердца: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“ (Мф. 4:10).
    Можем ли мы прочувствовать, как сооружал Авраам жертвенник, как раскладывал на нем дрова, потом, взяв своего сына на руки, объяснил ему волю Божию? Каким ужасом было для Исаака узнать это (Быт. 31:42, 53). Но он был готов исполнить волю отца, и не возмутился. Авраам связал Исаака, положил его на жертвенник поверх дров, взял нож, чтобы заколоть сына своего...
    Какая вера! Авраам постиг в тот момент любовь и верность Бога, „Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести“ (1Кор. 10:13).

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

    Верующие знают, что чудо зачатия Исаака и принесение его в жертву на горе Мориа указывают на Иешуа, Мессию и Сына Божьего. Авраам говорит: „Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения“. Там, на горе Мориа, Бог приготовил не агнца, а овна как заместительную жертву Исааку. Рог овна, в который трубят на Йом Киппур, указывает на служение Мессии в День искупления. Иешуа умер за нас и таким образом примирил нас с Богом. Исаак не умер. В молитве „Мусаф“ на новолетие говорится: „И пусть предстанет пред Тобою наложение пут, то, как наш отец Авраам связал Ицхака, сына своего, на жертвеннике и подавил в себе чувство жалости, чтобы исполнить волю Твою всем сердцем. – Так пусть Твое милосердие преодолеет Твой гнев на нас, и по великой доброте Твоей пусть обратится пыл гнева Твоего от Твоего народа“.
    Бог признал любовь и жертвенность Авраама. Он избавил Исаака от смерти. Но в Исааке был и Иаков на алтаре, и Иуда, и Иессей, и Давид, и в конечном счете – Мессия Иешуа. Что Аврааму не допустил Бог завершить, то Он Сам, наш Небесный Отец, завершил: „Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас“ (Рим. 8:32).
    Иоанн Предтеча, указывая на Иешуа, говорит: „Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира“ (Ин. 1:29 и далее, сравни Ис. 53:6, 7).
    После принесения в жертву овна Авраам, как бы видя далекое будущее, назвал это место Яхве-Ире, что значит: Господь усмотрит. В беседе с фарисеями Иешуа говорит: „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался“.
    Читая этот библейский текст, возникает еще один вопрос: кто этот Ангел Господень, Который остановил Авраама, не дал принести в жертву сына? В книге пророка Малахии (3:1) сказано: „Господь, Кото-рого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете“. Раввин Абен Эцра (1093–1167) говорил: „Господь – это оба: и Божие величие и Ангел завета“.
    А раввин Давид Кимхи (1160–1235) писал: „Господь – это Царь Мессия. Он же и Ангел завета“. Этот же Ангел завета в Танахе часто отождествляется с Яхве, и имя Его, как и имя Мессии, – „Чудный“.
    Один из великих иудейских толкователей, раввин Бехай (1260–1340), имея в виду Ангела Господня на горе Мориа, сказал: „Тот, Который испытывал Авраама, – Бог, и Тот, Который удержал руку Авраама, занесенную над сыном, Он – Ангел славы Божией...“
    Аврааму были открыты глаза разума, что тот Ангел не был творением Бога. Если бы тот Ангел был творением, Авраам бы не послушал Его, когда Он его удерживал от исполнения Божией воли. Да и ангел не имел бы власти сказать: „Ты не пожалел сына твоего для МЕНЯ“, а сказал бы: „...для НЕГО“, имея в виду Бога. Это именно Тот великий Ангел, о Котором сказано: „И двинулся Ангел Божий... и пошел позади их; двинулся и столп облачный... и стал позади их“ (Исх. 14:19).

ПРИСУТСТВИЕ

    После этих испытаний Бог говорит Аврааму: „Теперь Я знаю, что боишься ты Бога“. В этом мы видим, что „нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его“ (Евр. 4:13). Авраам, отец всех верующих, и другие патриархи жили, сознавая постоянное присутствие Бога. Так, Моисей, „как бы видя Невидимого, был тверд“, а Давид говорит: „Всегда видел я пред собою Господа“ (Пс. 15:8).
    Авраам назвал то место Яхве-Ире, т. е. Господь усмотрит. Поэтому и ныне говорят: „На горе Яхве усмотрится“. Это место жертвенной отдачи и поклонения стало позже местом возведения храма (2Пар. 3:1), о котором Бог сказал: „Очи Мои и сердце Мое будут там во все дни“ (2Пар. 7:16).
    Какое отношение к нам имеет это место Священного Писания? Верующие в Иешуа, члены общины Божией, – это духовный дом, храм Духа Святого (1Ин. 1:7). В этом храме будет вечно прославляться имя Бога (Откр. 5:9). Если Мессия нас так возлюбил, что отдал Себя в жертву за наши грехи, не должны ли и мы Его любить больше всего? Да, именно к этому нас призывает Слово Божие: „Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное“ (Еф. 5:2).
Перевод с немецкого Александра ЭЗАУ
На следующую В начало Назад