На следующую В начало Назад

ПРИТЧИ   

ОЧЕВИДНОЕ

Однажды один атеист спросил у равви Акивы:

– Кто сотворил мир?

– Ашем, – ответил равви Акива.

– Докажи это, – потребовал атеист.

В ответ равви Акива сказал только:

– Приходи завтра.

Когда на следующий день тот пришел, Акива спросил:

– Что на тебе надето?

– Халат.

– Кто его сделал?

– Ткач.

– Я тебе не верю. Докажи это, – потребовал равви Акива.

– Это нелепо. Разве по выделке и по узору тебе не видно, что эта одежда сделана ткачом? – спросил атеист.

– А тебе? Тебе разве не видно, что мир создан Ашемом?

Когда атеист ушел, равви Акива объяснил своим ученикам: «То, что этот мир, в котором все идет своим естественным путем, сотворен Создателем, так же очевидно, как то, что дом построен строителем и что одежда сшита портным».

ВСЕ СРАЗУ

Однажды знатная римлянка спросила у равви Йосе бен Халафты:

– За сколько дней Ашем создал мир? (Ее вопрос относился к кажущемуся противоречию в Торе, в первом стихе которой утверждается, будто небо и земля были созданы в первый день, хотя далее описывается сотворение мира за шесть дней).

– Он создал все в первый день, – ответил раввин Йосе.

Когда она удивилась такому утверждению, Йосе спросил у нее:

– Вы когда-нибудь приготовляли еду для гостя?

– Конечно, – ответила женщина.

– И вы подавали ее всю сразу? – задал он ей второй вопрос.

– Нет, я готовила все на кухне, а потом приносила одно блюдо за другим, – объяснила женщина.

– Вот именно так Ашем сотворил мир, – сказал ей равви Йосе. – В первый день Ашем создал исходный материал, из которого потом построил все, что есть в мире. Так, с самого первого дня Солнце, Луна, созвездия, деревья, травы, Ган Эден и Геином – все они существовали в виде чистой бесформенной материи. В последующие дни творения Ашем придал форму и очертания этой материи. При этом каждый предмет подвергался воздействию до тех пор, пока не становился таким, каким мы его знаем.


Мидраш
ГЛЯДИ НА СОЛНЦЕ
    Однажды император Адриан говорит раби Иошуа:
    - Действительно ли Бог царит над миром?
    - Бесспорно.
    - И Им же небо и земля сотворены?
    - Конечно.
    - Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его видели и проникались страхом перед ним?
    - Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного блеска Его.
    - Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его.
    Когда наступил полдень, вывел раби Иошуа Адриана на солнце и говорит:
    - Вглядись хорошенько - и увидишь Его.
    - Но кто же может глядеть прямо на солнце?
    - Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является одним из тьмы тех служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли видеть Самого Господа, осияющего светом Своим всю Вселенную? И только в те моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их озаряются отблеском славы Господней.

Мидраш
ИЗ ДРЕВНИХ ЕВРЕЙСКИХ ПРИТЧ

    „На что похоже Царство Небесное?“

    Один человек пришел в чужую страну и сказал населявшему ее народу: „Я буду править вами“.
    Тогда местные жители спросили его: „Разве ты оказал нам какое-нибудь благодеяние, чтобы мы захотели призвать тебя править нами?“
    Что же сделал пришелец? Он выстроил стену, ограждающую и защищающую жителей от врагов, он открыл им источники водные и победил на поле брани всех их противников.
    И тогда снова сказал он народу тому: „Я буду править вами“.
    И они отвечали: „Да! Да!“
    И приняли в сердца свои небесное правление (малькут шамаим) с радостью.
    Мехильта рабби Ишмаэля на Исх. 20:2


    Некоторые древние иудейские притчи являют собой признаки ожидаемого Царства Божия, установленного грядущим Мессией здесь, на земле. Эти отзвуки слышны и в притче Мехильта рабби Ишмаэля, иллюстрирующей совершившееся событие вывода евреев из египетского плена, разрушение стен тюрьмы для народа Божьего, победу над войском фараона посредством вод погибели. Бог дал Своему народу пищу – манну с неба, и воду чистую – из скалы в пустыне. Эти видимые атрибуты власти Бога Израилева заставили евреев признать в образе Моисея, раба Божьего, полноту власти от Бога.
    Иешуа ха-Машиах принес Израилю и всем народам много больше, чем обещанное Тысячелетнее царство мира (шаббат) на земле.
    Через определенное Богом время, как написано: „И обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим“ (Иер. 24:6–7), Бог в Иешуа дал уже первому отряду евреев и народов внутреннее обрезание – обрезание сердца (Втор. 30:6).
    И у таковых, по вере их в Мессию, из чрева уже потекли обещанные реки воды живой (Ис. 44:3; Ин. 7:38–39).
    Лучшая стена защиты нашей – это обещания Бога, данные Израилю: „Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли“ (Ис. 49:6).
    Разве слово Господа уже не звучит во всех концах земли?
    „Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною“ (Ис. 49:16).
    „Всегда“ – это вечность! Это уже не притча! Это единственная вечносущая реальность: „И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых“ (Откр. 21:10–12). Аминь.
Комментарий
д-ра Ф. КОНТОРОВИЧА


Илья МАЗЛ

ПРИТЧА

Из множества девиц тебя одну
Избрал Я и невестою назвал.
Одел тебя Я в бархат и парчу,
Богатством одарил тебя сполна.
Достаток, кров тебе Я дал,
Прославил среди прочих Я тебя.

С тобою обручившись у горы,
Хранить мы обещали верность и любовь.
Держал обет я, ну, а ты,
Отвергнув верности, любви завет,
Нарушив договор наш, вновь
Ходила за другими вслед.

Я от врагов тебя спасал,
А ты им открывала двери.
Любовники твои Астарта и Ваал,
Молох, Дагон, Хамос и Артемида
Твоей душой и сердцем завладели;
Ты обо Мне и думать позабыла.

Когда же предавали тебя поклонники твои,
Ты каялась, простить тебя просила.
Клялась тогда ты Мне в любви;
Тебя наказывал Я, но прощал.
Когда ж к тебе вернулась сила,
Вновь в запустение пришел Галгал.

К тебе Я посылал сватов Моих,
Но ты их слушать не желала,
Их крови голос не затих,
Он молит о возмездии тебе.
От рук твоих постигла их расправа,
Чтоб жить тебе спокойно во грехе.

Когда к тебе Я Сам пришел,
Меня и времени ты не узнала,
Меня за правду осудил синедрион,
Не слушала благой ты вести.
Ты, насмехаясь, на Меня плевала,
Пронзив копьем на лобном месте.

По договору нашему, Я призову
Тебя, изменница, на высший суд
И обнажу неправоту твою
Пред теми, с кем ты изменяла.
Тебя камнями Мои свидетели побьют –
Возмездие пусть будет их награда.

Тебя не потеряю Я, как грош,
Когда Я ревность утолю Свою
И обличу твою Я ложь,
Приданое твое – блаженство и покой –
Отдам по завещанию остатку твоему,
Он вечную разделит власть со Мной.

Илья МАЗЛ
На следующую В начало Назад