На следующую В начало Назад

ГОВОРЯ ЯЗЫКОМ ПРИТЧИ
    

ГОТОВНОСТЬ ОТДАТЬ ВСЕ

Во время своих военных походов персидский царь Кир взял в плен одного князя с его семьей. Кир спросил князя:

– Что ты мне дашь, если я верну тебе свободу?

– Половину моего царства, – был ответ.

– А если я освобожу и твоих детей?

– Все мое царство.

– А что ты дашь за свободу твоей супруги?

– Себя самого!

Киру так понравился ответ этого князя, что он даровал всей семье свободу без выкупа. На пути домой князь спросил свою жену:

– Заметила ли ты, насколько великодушен был Кир?

На это она ответила:

– Я видела только того, кто был готов отдать свою жизнь, чтобы выкупить мою свободу!

НЕВЫГОДНАЯ ПОКУПКА

– Купите мотоцикл, – предложили одному местечковому еврею. – На него вечером сядешь здесь, а на рассвете будешь уже в Киеве.

– Не-е, мне невыгодно покупать такой мотоцикл, – почесав затылок, ответил еврей.

– Почему? – с удивлением спросил продавец.

– А чего мне так рано в Киеве делать? Там еще все магазины будут закрыты.


ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МУДРЕЦОВ

МОЙ НАСТОЯЩИЙ ДОМ
    

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Удивленный гость обратился к нему с вопросом:

– Где живет мудрец?

– Это Вы меня ищете, – объяснил ему старик. – Что Вас так удивило?

– Я не понимаю. Вы – великий мудрец, у Вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

– А где живете Вы? – спросил старик.

– Я живу в особняке, большом богатом доме.

– А как Вы зарабатываете на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он бизнесмен и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем продает местным купцам. Старик слушал его внимательно, после чего поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

– В маленьком номере маленькой гостиницы, – сообщил бизнесмен.

– Если бы кто-нибудь посетил Вас в этом маленьком номере, он мог бы спросить: «Почему Вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?» Вы бы могли ответить: «Я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и Вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и Вы увидите, что я живу во дворце.

Я СМОТРЕЛ ВВЕРХ

Один любимый прихожанами раввин вспоминал, как в детстве играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по лестнице. Все, кроме будущего раввина, боялись подняться слишком высоко. Позднее дедушка спросил его: «Почему ты не побоялся залезть выше других?» «Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, – объяснил мальчик. – Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались. Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение».

«Хасидская мудрость». Изд. Алетейла, 1999 г.


ЛЮДИ ЗАБЫЛИ, КАК НИЗКО СКЛОНЯТЬСЯ
    

Молодой человек спросил старого рабби: «Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле и называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушел? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему Он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это».

Старый рабби посмотрел на ученика и сказал: «Сын мой, Он и сейчас там, где Он всегда был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его».

Из книги «Хасидская мудрость»


ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МУДРЕЦОВ

Один еврей пришел к Дов Беру из Межерича и стал жаловаться, что его донимают нечистые мысли и нехорошие фантазии, мешают думать о хороших и святых вещах. «Тебе нужно поехать к рабби Зееву из Житомира». Надо – значит надо. Рабби Зеев держал корчму недалеко от города, в одной из деревушек. Когда еврей добрался туда, была уже ночь. И как гость ни стучал, никто ему не открыл. Так он простоял за дверью до утра. Утром корчму открыли. Еврей зашел туда и, следуя совету маггида (проповедника), попросил приют на несколько дней. Все это время хозяин, рабби Зеев, ничего не говорил, ни о чем не спрашивал. Ни мудрых советов, ни суровых наставлений. Еврей же все время думал, почему маггид послал его сюда. И, не найдя ответа, он решил уехать домой. Стоя у порога, он сказал хозяину: «Маггид послал меня к вам, а зачем – я не знаю...» Цадик Зеев из Житомира ответил: «Я скажу тебе, почему. Чтобы ты понял, что когда человек – хозяин в своем доме, то незваные гости к нему не войдут...»
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МУДРЕЦОВ
    
    К Маггиду из Кожниц пришел один богач.
    – Что ты обычно ешь? – спросил Маггид.
    – Я довольствуюсь малым, – отвечал богач. – Хлеб с солью и вода – вот и вся моя пища.
    – Что это взбрело тебе на ум? – упрекнул его Маггид. – Ты должен есть жаркое и пить мед, как все богачи.
    И не отпустил его, пока тот не пообещал отныне поступать так.
    Когда же он ушел, хасиды спросили Маггида о причине этих странных слов.
    – Если он будет есть мясо, – ответил Маггид, – он поймет, что бедняку нужен хлеб. Пока же этот богач ест хлеб, он полагает, что бедняк может питаться камнями.


    
    Бог говорит человеку так же, как Он сказал Моше: «Сними обувь твою с ног твоих» – стряхни обыденность, которая сковывает твою сущность, и ты узнаешь, что место, на котором ты сейчас стоишь, – святая земля. Ибо нет бытия, где не было бы Божественного присутствия, – везде и во все времена.


    
    К одному рабби пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне? Но может быть, кто на улице знает?» Он вышел из дома и стал, а дождь лил и лил.
    Вся одежда его насквозь промокла. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?»
    Цадик спросил: «Что-нибудь случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь откровение?»
    Человек ответил: «Откровение? Я просто думал, что выгляжу, как глупец!»
    Рабби сказал: «Это великое откровение! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались».


    
    Свои физические недостатки человек видит в зеркале, а собственные духовные пороки – в ближнем.
    Если человек видит в ближнем порок, значит, этот порок есть и в нем самом. Мы смотрим на ближнего, как смотрятся в зеркало. Если лицо глядящего в зеркало чисто, то и зеркало чисто. Зеркало не пачкает и не очищает, а только дает возможность взглянуть на себя глазами других.
    
Из книги «Хасидская мудрость»
На следующую В начало Назад